Вы здесь

Национальный контактный центр Протокола по проблемам воды и здоровья ЕЭК ООН / ВОЗ-Евро

Национальный контактный центр Протокола по проблемам воды и здоровья

Республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр гигиены» Министерства здравоохранения Республики Беларусь

г. Минск, ул. Академическая, 8

e-mail: BY_protocol.water.health@gmail.comrspch@rspch.by

web: http://rspch.by/ru/protocol_water_and_health

Контактное лицо: Дроздова Елена Валентиновна, (+375 17) 370 50 15

 


На базе республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» функционирует Национальный контактный центр по Протоколу по проблемам воды и здоровья ЕЭК ООН/ВОЗ-Евро к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года.

Республика Беларусь присоединилась к Протоколу Указом Президента Республики Беларусь от 31 марта 2009 года № 159 и стала его полноправной Стороной с 21 июля 2009 года. Специалисты Центра принимали непосредственное участие в подготовке Указа.

Министерство здравоохранения совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды определены органами, ответственными за выполнение обязательств, принятых республикой по Протоколу.

Постановлением Совета Министров от 21 ноября 2017 г. № 877 «О сотрудничестве с международными организациями и межгосударственными образованиями» Министерство здравоохранения определено ответственным за сотрудничество с международным органом, созданным для имплементации Протокола.

 

С 2010 г. Республика Беларусь трижды избиралась в Бюро Протокола, а на 5-ой Встрече Сторон Протокола  республика избрана Председателем по региону на период 2020-2022 гг.   (http://www.unece.org/env/water/addresses/addr87.html).

С 2013 г. Республика Беларусь является со-председателем с Норвегией по программной области «Предупреждение и снижение водно-обусловленных заболеваний».

Протокол разработан в развитие Конвенции Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года, принят на 3-ей Конференции на уровне министров здравоохранения и окружающей среды «Окружающая среда и здоровье» в Лондоне 17.06.1999 и вступил в силу 04.08.2005. В настоящее время Сторонами Протокола являются 27 стран европейского региона с населением более 500 миллионов человек, в том числе 5 стран региона ВЕКЦА: Азербайджан, Беларусь, Молдова, Российская Федерация и Украина.

Это первое международное соглашение, направленное на выявление и количественную характеристику риска для здоровья населения использования небезопасной воды, разработку на этой основе соответствующих мероприятий по ликвидации риска и созданию систем реагирования на возникновение опасности, в том числе при трансграничных воздействиях.

Основная цель Протокола – охрана здоровья человека и обеспечение его благополучия путем более рационального использования водных ресурсов, повышения качества и безопасности питьевой воды, ограничение и сокращение распространения заболеваний, обусловленных потреблением недоброкачественной питьевой воды, обеспечение безопасных рекреационных зон, в том числе в трансграничном контексте. Его реализация способствует обеспечению качества поверхностных и подземных вод, рациональному использованию водных ресурсов, охране водных экосистем.

Согласно п. 2 статьи 6 Протокола каждая из Сторон Протокола должна установить и опубликовать национальные и/или местные целевые показатели в отношении норм и уровней результативности, которые необходимо достигать или поддерживать для обеспечения высокого уровня защиты от заболеваний, связанных с водой, а также контрольные сроки их достижения». Каждая страна сама определяет области, в которых ей необходимо установить целевые показатели, основные проблемные области перечислены в п. 2 статьи 6 Протокола.

Раз в 3 года Стороны Протокола должны представлять в Секретариат краткий доклад, содержащий собранные и проанализированные данные, а также оценку достигнутого прогресса по Протоколу согласно установленной форме. Республика Беларусь предоставляла такие отчеты уже 3 раза: в 2010, 2013 и 2016, 2019 г.

Более подробную информацию о Протоколе, статусе его ратификации можно найти на сайтах ВОЗ (http://www.euro.who.int/en/health-topics/environment-and-health/water-an...) и ЕЭК ОНН (http://www.unece.org/env/water/pwh_text/text_protocol.html).

В рамках Протокола Республикой Беларусь был установлен перечень целевых показателей и мер по их достижению. Положения Протокола успешно осуществлялись в рамках государственных и национальных программ и планов с привлечением средств республиканского и местных бюджетов.

 

 

17-18 марта 2021 года утвержден Комплекс мер по реализации обязательств, принятых Республикой Беларусь по Протоколу по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года, до 2030 года разработан совместно Министерством здравоохранения, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством жилищно-коммунального хозяйства при поддержке Объединенного Секретариата Протокола в рамках проекта «ВИЕС+». По мере необходимости будет пересматриваться.

Комплекс мер разработан на период до 2030 года (по аналогии и в синергизме с ЦУР) по результатам межведомственных консультаций на основании проведенного анализа текущей ситуации в секторе водоснабжения и водоотведения, охраны водных ресурсов с учетом достижения целевых показателей по Протоколу до 2015 г., стратегических приоритетов республики и Целей в области устойчивого развития. Он включает:

  • перечень целевых показателей по Протоколу со сроками их достижения,
  • мероприятия по достижению целевых показателей,
  • исполнителей мероприятий из числа республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству по компетенции, исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих эксплуатацию систем водоотведения и других заинтересованных.

Всего обоснованы 17 актуальных для Республики Беларусь целевых областей, определены 29 задач и 43 целевых показателя для оценки их достижения. Комплекс мер учитывает взаимосвязь отдельных целевых показателей с национализированными ЦУР (столбец 6).

Структура и номенклатура Комплекса мер предложена по аналогии с национализированными ЦУР – определены разделы, соответствующие областям Протокола, задачи по каждому разделу и соответствующие им целевые показатели.

Комплекс мер прошел обсуждение на межведомственных семинарах (в 2018-2019 гг.) с привлечением общественности, организованных при поддержке проекта «ВИЕС+», доработан с учетом замечаний, прошел общественные обсуждения и внесен в Совет Министров.>

В комплексе мер нашла отражение деятельность, осуществляемая в рамках действующих и планируемых государственных и отраслевых программ, а также некоторые дополнительные актуальные для республики разделы в соответствии с п. 2 статьи 6 Протокола. Финансирование мероприятий предполагается в рамках реализации действующего законодательства, а также средств, предусмотренных на реализацию действующих и планируемых государственных и отраслевых программ.

Справочно.

  1. Формулировки наименований разделов приведены в редакции наименований соответствующих областей Протокола из русскоязычного официального перевода типовой формы представления кратких докладов об осуществлении Протокола с целью обеспечения преемственности данных и сопоставимости отчетных материалов, предоставляемых в Международные организации (ЕЭК ООН, ВОЗ). Терминология, используемая в формулировках задач, целевых показателей и мероприятий, соответствует законодательству Республики Беларусь.
  2. Не установлены целевые показатели по областям IX «Частотность сбросов необработанных сточных вод (подпункт i пункта g части 2 статьи 6)», XIII «Качество сточных вод, используемых для целей орошения (пункт i части 2 статьи 6)», XVI «Качество вод, которые используются для аквакультуры* или разведения или сбора моллюсков и ракообразных (пункт j части 2 статьи 6)».
  3. Установленные в Комплексе мер целевые показатели корреспондируют со следующими ЦУР:

ЦУР 3.8.1. «Охват основными медико-санитарными услугами (определяемый как средний охват основными услугами по отслеживаемым процедурам, к которым относятся охрана репродуктивного здоровья, охрана здоровья матери и ребенка, лечение инфекционных заболеваний, лечение неинфекционных заболеваний и масштабы и доступность услуг для широких слоев населения и для находящихся в наиболее неблагоприятном положении групп населения)»

ЦУР 3.9.2. «Смертность от отсутствия безопасной воды, безопасной санитарии и гигиены (от отсутствия безопасных услуг в области водоснабжения, санитарии и гигиены (ВССГ) для всех)»

ЦУР 3.d.1. «Способность соблюдать Международные медико-санитарные правила (ММСП) и готовность к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения»

ЦУР 4.a.Создавать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты, и обеспечить безопасную, свободную от насилия и социальных барьеров и эффективную среду обучения для всех

4.a.1.1. Доля школ, обеспеченных:

d) базовыми источниками питьевой воды;

e) раздельными минимально оборудованными туалетами; и

f) базовыми средствами для мытья рук (согласно определениям показателей инициативы ВССГ)

ЦУР 6.1.1 «Доля населения, пользующегося услугами водоснабжения, организованного с соблюдением требований безопасности»

ЦУР 6.2.1.1* «Доля населения, пользующегося услугами санитарии, организованной с соблюдением требований безопасности

ЦУР 6.3.1 «Доля безопасно очищаемых сточных вод»

ЦУР 6.3.2.1 «Доля поверхностных водных объектов, которым присвоен «хороший» и выше экологический (гидробиологический) статус»

ЦУР 6.4.1. «Динамика изменения эффективности водопользования»

ЦУР 6.5.1 «Степень внедрения комплексного управления водными ресурсами (от 0 до 100)»

ЦУР 6.5.2 «Доля площади трансграничных водных бассейнов, в отношении которых действует механизм трансграничного водного сотрудничества»

ЦУР 6.b.1 «Доля местных административных единиц, в которых действуют правила и процедуры участия граждан в управлении водными ресурсами и санитарией».

 

Отчет «Оценка ситуации в области равного доступа к воде и санитарии в Республике Беларусь» подготовлен с использованием механизма оценки равного доступа, разработанного в рамках Протокола по проблемам воды и здоровья Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ-Европа). Реализация права на воду и санитарию требует формирования соответствующей политики. Обеспечение равного доступа к питьевой воде и санитарии предполагает их наличие, доступность (физическую и ценовую), приемлемость и безопасность. Оценка проводилась для национального и районного уровней. В качестве пилотных районов выступили Вилейский район Минской области и Мостовский район Гродненской области.

 

Международная научно-практическая конференция по Протоколу по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков международных озер 1992 года (далее – Протокол) успешно проведена в режиме онлайн 22 апреля 2021 г. на базе республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены» - Национального контактного центра по Протоколу. 

Конференция организована Министерством здравоохранения в рамках программы председательства страны по Протоколу на период 2020-2022 гг. при участии Минприроды, Минжилкомхоза и поддержке Совместного Секретариата Протокола (ЕЭК ООН и ВОЗ-Евро).

В работе конференции приняли участие более 80 специалистов, представителей органов государственного управления, курирующих охватываемые Протоколом вопросы в странах региона ВЕКЦА (Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины), национальные контактные центры стран по Протоколу и научные организации стран региона, представители Совместного Секретариата Протокола.

Русский