Нетбуки, ридеры, планшеты в школе и дома 

НЕТБУКИ, РИДЕРЫ, ПЛАНШЕТЫ В ШКОЛЕ И ДОМА   

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Стремительно обновляется арсенал технических средств ИКТ: компьютеры с жидкокристаллическими мониторами, ноутбуки, интерактивные доски, планшетные и мобильные устройства, электронные книги и другие. Юное поколение осваивает сложную компьютерную технику быстрее и успешнее взрослых. Социологические исследования фиксируют снижение возрастной границы первого знакомства и активного использования компьютера и разнообразных портативных электронных устройств с игровыми, коммуникационными, образовательными и другими целями. 

 

Так опрос 196 белорусских школьников и гимназистов разного возраста, проведенный специалистами лаборатории гигиены детей и подростков республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены», показал увеличение времени работы с индивидуальными электронными устройствами различных модификаций (стационарный компьютер, ноутбук, планшет и другие) в домашних условиях с возрастом учащихся: в среднем около 25 мин. в день ? в младшем школьном возрасте, 1 час в день ? в средних классах и 1,75 часа ежедневно – в старших классах. С образовательными целями интернет используют 98 % учащихся, причем в большинстве случаев (57%) практически ежедневно. 56 % учащихся используют различные виды электронных средств обучения при подготовке к урокам, 39 % школьников наряду с классическими учебниками иногда пользуются их «электронными версиями», 43 % учащихся 5-11 классов используют учебные электронные издания. В целом около 42 % опрошенных тратят на поиск различных образовательных материалов от 30 мин. до 1 часа в день. Младшие школьники «учатся» с интернетом 1-2 раза в неделю (85 %) не более 1 часа в день, почти половина старшеклассников ? «ежедневно», «от 1 до 2 часов в день». Принимая во внимание, что электронные устройства не менее часто используются детьми и подростками для досуга, общения и других целей, очевидно, что они стали значимой частью их образа жизни, который является ключевым фактором, влияющим на здоровье. 

Результаты научных исследований и данные официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья школьников, увеличении распространенности школьно-зависимых заболеваний, снижении адаптационных резервов. Время обучения совпадает с чрезвычайно напряжённым периодом роста и развития детей, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды. В динамике обучения в учреждениях общего среднего образования уменьшается количество здоровых детей и увеличивается число школьников с диагностированными хроническими заболеваниями. У учащихся 9 классов показатели нарушения остроты зрения и нарушения осанки превышают показатели 2000 г. на 33 %. По сравнению с детьми дошкольного возраста распространенность нарушений остроты зрения у девятиклассников увеличивается в 5,2 раза, а нарушений осанки, соответственно, в 8,5 раза. 

Для предупреждения возможного негативного влияния современных индивидуальных электронных устройств на здоровье и развитие детского организма необходимо знать особенности их воздействия на различные системы органов, функциональное состояние и работоспособность, соблюдать гигиенические требования к организации, условиям и режиму работы, формировать стойкие навыки безопасного использования средств ИКТ. 

Основные риски для ухудшения здоровья школьников при работе с индивидуальными электронными устройствами связаны с увеличением психологической и зрительной нагрузки, интенсификацией интеллектуальной деятельности, повышением статического напряжения и гипокинезией, неблагоприятным воздействием комплекса физических факторов. Длительная работа за компьютером приводит к снижению внимания, ухудшению восприятия и переработки информации. 

Специалисты различных отраслей знаний на основании результатов научных исследований установили приоритет строгого соблюдения принципов эргономики для сохранения здоровья пользователей. Несоответствие эргономических характеристик физиологическим особенностям детей и подростков особенно выражено у портативных электронных устройств (ноутбуки, планшеты). 

Зарубежными исследователями отмечено, что учащиеся, использующие ноутбуки, поддерживают потенциально стрессовые позы. Ограничение возможностей изменения положения приводит к напряжению и болям в мягких тканях, руках, в области шейно-грудного и поясничного отдела позвоночника, что в последующем приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Разнообразные болевые симптомы и дискомфорт при работе с компьютером (ПК) отметили 75% опрошенных учащихся общеобразовательных школ США ? частых пользователей домашних компьютеров («ежедневно или почти ежедневно») (R.M. Gillespie, 2005). При увеличении продолжительности занятий за ПК повышается риск появления субъективных и объективных нарушений со стороны дистального отдела плечевого пояса у детей, отмечается субъективный дискомфорт и активация симпатического отдела вегетативной нервной системы, что свидетельствует о стрессовой реакции детей (А.Г. Долодаренко, 2006). 

Наряду с перенапряжением костно-мышечной системы при нерациональной организации работы с индивидуальными электронными устройствами развивается зрительное утомление, что способствует развитию близорукости (миопии) у детей. Длительные зрительные нагрузки вызывают напряжение цилиарной мышцы глаза, сопровождаются жалобами на головные боли, усталость и боли в области глаз, ощущение мельканий, песка в глазах, слезотечение («компьютерный синдром»). 

Процесс чтения требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких психических функций, как быстрота зрительного различения, зрительное внимание и зрительная память, поэтому физиологически вызывает развитие зрительного и общего утомления организма. Учитывая, что развитие органов зрения происходило под действием отраженного света, наблюдение светящегося объекта на дисплее приводит к перенапряжению зрительной системы. При работе с ПК зрительное утомление отмечают от 40% до 92% пользователей, в том числе от 10% до 40% ? ежедневно. Тревога, раздражительность, подавленность появляются в 25–70% случаев. Функциональное состояние организма после занятий с ПК зависит от возраста: у 7–9-летних детей оно ухудшается в половине случаев; у 10–13-летних — в 35%, у 16–18-летних — в 28% случаев (А.А. Баранов, 2008). 

Гигиеническая оценка степени влияния современных моделей компьютерной техники (планшет, нетбук с жидкокристаллическим экраном) на функциональное состояние органов зрения практически здоровых школьников 12-13 лет свидетельствует о развитии зрительного утомления у 13,3% мальчиков и 36,4% девочек при чтении с экрана нетбука в течение 20 мин.; аналогичная зрительная работа с планшетом вызывает зрительное утомление у 45,4% мальчиков и у 41,1% девочек (Н.С. Полька, А.Г. Платонова, 2013). 

Зрительное утомление, развивающееся при чтении с дисплея, значимо выше по сравнению с чтением с листа при равных объёмах зрительной работы: на 65–100% у учащихся младших классов и на 30% — у учащихся средних и старших классов (Л.М. Текшева, Е.В. Элькснина, М.А. Перминов, 2004, 2007). 

У младших школьников уже после 5-10 мин. работы с ноутбуком сокращается оптимальная зрительная дистанция, что свидетельствует о затруднении в поддержании оптимальной рабочей позы, устойчивость к развитию зрительного утомления сохраняется в среднем при 15-20-минутной непрерывной работе (М.И. Степанова, 2013). Младшие школьники постепенно адаптируются к работе с портативными ПК, однако физиологическая стоимость обучения для организма девочек выше по сравнению с мальчиками того же возраста (Л.В. Макарова, 2012). 

Длительное использование электронных книг с технологией «e-ink» («ридер») также может оказывать негативное воздействие на зрение. Возможность работы в условиях отраженного свечения, возможность горизонтального расположения изображения, лёгкий вес устройства, повышенная мотивация к обучению, длительная работа устройства без подзарядки, большой объем памяти, дополнительные функции, экологические аспекты являются положительными сторонами «ридера». Однако низкая контрастность и чёткость изображения, дискретность (наличие пикселей), отсутствие ощущения книги, монохромный экран, блики на поверхности экрана, необходимость обслуживания устройства, замедленное перелистывание страниц – это «минус», не позволяющий электронной книге занять первую позицию по удобочитаемости. 

При физиолого-гигиенической оценке удобочитаемости текстов, предъявляемых на разных носителях информации (бумаге, экранах «ридера» и компьютера) учащимся 6-8-х классов, установлено преимущество бумажного носителя информации. Чтение с экрана ПК является более сложной и утомительной задачей для школьников. «Ридер» занимает промежуточное положение между бумажным и компьютерным носителями информации, однако также вызывает у учащихся ряд изменений, свидетельствующих о более высокой физиологической стоимости его использования по сравнению с бумажным носителем (В.Р. Кучма, Л.М. Текшева и другие, 2012). Многие школьники, несмотря на мотивацию работы с современными электронными устройствами, отмечают преимущества классических печатных учебников при подготовке к урокам, в том числе их надёжность, удобство для запоминания, и понимания прочитанного, для повторения пройденного материала и работы с информацией. 

Таким образом, необходимо уделять особое внимание гигиеническим условиям занятий с электронными устройствами, что включает контроль рабочей позы, ограничение длительности непрерывной работы с учетом возраста пользователя, упражнения для снятия утомления глаз и позвоночника. 

В Республике Беларусь требования к организации и оборудованию рабочих мест, к организации занятий обучающихся изложены в Санитарных нормах и правилах «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28.06.2013 № 59. 

Выполнение простых рекомендаций позволит детям избежать перенапряжения и сохранить хорошее самочувствие. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела, помогает сохранить устойчивое равновесие, снижает напряжение мышц спины и шеи, создает благоприятные условия для работы зрительного анализатора. 

Основные рекомендации специалистов по эргономике: 
• стол и стул (кресло) должны соответствовать росту ребенка; при оптимальной позе ноги, спина и предплечья имеют опору; корпус должен быть выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза, голова наклонена слегка вперед; 
• высота стула (кресла) должна быть такой, чтобы между ладонью и запястьем не образовывался угол; 
• между локтевым суставом и предплечьем должен образовываться угол в 90 градусов, плечи должны быть опущены и расслаблены; 
• угол, образуемый голенью и бедром, должен быть не менее 90°; 
• при работе с ноутбуком, необходимо приобрети внешнюю клавиатуру, чтобы увеличить расстояние между клавиатурой и экраном (особенно актуально для младших школьников); расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера ? не менее 50 см, линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше; 
• клавиатуру лучше размещать на несколько сантиметров ниже уровня обычного письменного стола; 
• во время работы ладонь должна располагаться параллельно клавиатуре, при работе с мышкой кисть должна быть на одной прямой линии с предплечьем; 
• нажатие клавиш следует выполнять легкими прикосновениями пальцев; 
• монитор нужно устанавливать таким образом, чтобы на нём не появлялись блики от внешних источников освещения; предпочтение следует отдавать компьютерам, оснащенным наиболее безопасным ? жидкокристаллическим монитором; 
• не рекомендуется использовать дисплеи с размером экрана по диагонали менее 31 см. 

Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на дисплее портативного электронного устройства не должна превышать: 
• для учащихся I класса – 7 минут; 
• для учащихся II-IV классов – 10 минут; 
• для учащихся V-VII классов – 15 минут; 
• для учащихся VIII-XI классов – 20 минут. 

После занятия обязателен перерыв на 10-15 минут для разминки и гимнастики для глаз. Нарушения зрения зачастую возникают из-за неодинакового или длительного напряжения глазных мышц, поэтому их тренировка и расслабление очень важны. Время от времени следует переключать взор на окружающие предметы, потянуться, часто поморгать, позевать – это стимулирует слезотечение и снимает напряжение. Необходимо уделять должное внимание чередованию зрительной работы с отдыхом и физической активностью ребенка. 

Для восстановления чувствительного зрительного аппарата важно соблюдать физиологически необходимую длительность ночного сна: для младших школьников – не менее 10 часов, для детей среднего школьного возраста – 9 часов, для старших школьников – не менее 8 часов. 

Максимум свободного времени ребенок должен проводить на свежем воздухе: в младшем школьном возрасте – не менее 3 часов в день, в среднем – не менее 2,5 часов, старшеклассники – не менее 2 часов. Для всех школьников необходимы систематические занятия физическими упражнениями. 

Осознанное с точки зрения безопасности для здоровья использование современных портативных электронных устройств позволит реализовать в полной мере их положительный информационно-коммуникационный потенциал с целью гармоничного развития и самоактуализации личности. 

Автор публикации: 

Жуковская Инесса Викторовна, научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены»

Информация представлена по материалам // Здаровы лад жыцця. – 2014. № 12 (179). – С. 4-7.
Русский