Какой должна быть учебная мебель?

Какой должна быть учебная мебель? Ответ могут дать специалисты Научно-практического центра гигиены и Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

 

Оснащение учреждения образования правильной мебелью имеет важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности образовательного процесса.

 

Эта процедура регламентирована действующими Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 206 (далее — СанПиН). 

 

п. 74. В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели: 

  • школьная парта;
  • столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями;
  • конторки.

Стулья должны устанавливаться в комплекте 

со столами одного размера.

Использование вместо стульев 

табуреток и скамеек запрещается.

 

Основным критерием при подборе мебели для организации оптимального рабочего места учащегося является длина его тела.

Для рационального подбора мебели рекомендуется учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками. 

 

Измерения длины тела проводятся с точностью до 0,5 см (без учета высоты каблука).

 

При измерении необходимо следить за тем, чтобы ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. 

 

Если используются данные роста из истории развития ребенка, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука. 

 

Ученическая мебель выпускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами — межгосударственными стандартами, согласно которым парты, столы, стулья должна иметь фабричную цифровую и (или) цветовую маркировку в виде круга либо горизонтальной полосы (см. табл.). На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев должна быть нанесена цветовая маркировка. Каждый ребенок должен знать, каким цветом промаркировано его рабочее место, следить за тем, чтобы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.

 

 

В учебном помещении устанавливают ученическую мебель 2–3 размеров в соответствии с ростом учащихся. При необходимости организации занятий в две смены оптимальным является размещение в одном учебном помещении учащихся одного возраста (третий и третий классы) или смежных по возрасту классов (третий и четвертый классы).

 

Основным видом ученической мебели для детей начальных классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости до 15°. Может использоваться вариант установки в одном учебном помещении разных видов ученической мебели, в том числе конторок.

 

Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей, обеспечивает устойчивый уровень работоспособности и положительный эмоциональный настрой.

 

Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7–10 минут. 

 

Рассаживать учащихся с учетом их роста и состояния здоровья нужно дважды в течение учебного года: в сентябре и январе. 

 

Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача:

  • учащихся со сниженной остротой зрения и слуха — ближе к классной доске, с высоким ростом — в первый и третий ряды;
  • учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей, необходимо рассаживать дальше от окон;
  • учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;
  • не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в первом и третьем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели росту.

Учащихся с нарушением остроты зрения целесообразно рассаживать в ряду у окна, при хорошей коррекции зрения — в любом ряду. 

 

Для учеников 1–4 классов с избыточной массой тела целесообразно использовать вместо парты ученические стол и стул.

 

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении поддерживать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Важную роль в выработке навыка правильной посадки играет учитель, который должен повседневно контролировать позы учеников во время занятий. Особенно необходим контроль в первые три-четыре года обучения, когда у детей формируется навык.

 

Очень важно научить ребенка сохранять за партой (столом) правильную рабочую позу: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираются на пол, а предплечья свободно лежат на столе. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь. 

 

Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради — правая рука и пальцы левой. Ноги ступнями опираются на пол. 

 

При овладении навыками письма учащийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.  

 

В учебном кабинете желательно поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы учащиеся всегда имели ее перед глазами. Выработка определенного навыка достигается объяснением, подкрепленным показом, а также систематическим повторением. 

 

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия мебель для учебных заведений подлежит оценке на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 32. Подтверждение соответствия осуществляется в форме сертификации.

 

Справочно:

 

При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования, изложенные в п. 76 СанПиН:

  • столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие — ближе к классной доске, большие — дальше;
  • для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми;
  • столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;
  • расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных — не менее 0,6 м;
  • расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами — не менее 0,5 м;
  • расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены — не менее 0,5 м;
  • конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;
  • расстояние последних столов, парт до задней стены — не менее 0,7 м;
  • наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски — не более 8,6 м;
  • расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6–2,0 м в среднем ряду и 2,4 м — в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35°).

Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест; правостороннее освещение должно быть кратковременным.

 

Наталья Грекова, заведующая лабораторией гигиены детей и подростков НПЦГ;

Юлия Полянская, младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков, НПЦГ;

Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков, РЦГЭиОЗ.

Читать на сайте http://www.medvestnik.by/ru/zozh/view/kakoj-dolzhna-byt-uchebnaja-mebel-...

Русский