Анализ риска как научная основа для обеспечения здоровья населения

В Республике Беларусь проводится работа по гармонизации законодательства в сфере пищевой безопасности с нормами, принятыми в международной и европейской практике, и внедрению методологии анализа риска.

В 2002 году Европарламент и Совет приняли Регламент (EC) № 178/2002, устанавливающий основные принципы и требования продовольственного права (Общий регламент по продовольственному праву). В нем изложена комплексная и взаимосвязанная система для разработки законодательства в отношении пищевых продуктов и кормов, как на уровне Европейского союза, так и отдельных стран. Для этой цели он содержит основные принципы, требования и процедуры, лежащие в основе принятия решений по вопросам безопасности пищевых продуктов с охватом всех этапов их производства и сбыта. Кроме того, Регламент (EC) № 178/2002 устанавливает основные процедуры и инструменты управления действиями в чрезвычайных ситуациях и во время кризисов, а также систему RASFF. Для достижения общей цели обеспечения высокой степени защиты жизни и здоровья человека продовольственное право основывается на данных анализа риска.

В продовольственном праве ЕС (статья 3(10) Регламента 178/2002) анализ риска определен, как процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов (опор): оценки риска, менеджмента риска, коммуникации в области риска.

Методология оценки рисков рядом международных организаций рассматривается как ведущий инструмент обеспечения безопасности пищевой продукции. Оценка рисков – научно обоснованный процесс, состоящий из 5 этапов: формулировки проблемы, идентификации и описания опасности, определения экспозиции, описания риска.

Менеджмент риска – процесс, являющийся отдельным и изначально независимым от оценки риска, который предполагает взвешивание стратегических вариантов при участии заинтересованных сторон с учетом оценки риска и других обоснованных факторов (в отношении защиты здоровья потребителей и формирования добросовестных методов в области торговли пищевыми продуктами), и, при необходимости, выбор соответствующих вариантов предотвращения и контроля. Принятые решения должны быть пропорционально сопоставимы с оцениваемым риском.

Компоненты комплексного менеджмента риска, определяемые Всемирной организацией здравоохранения, включают:

  • предварительные действия по менеджменту риска;
  • оценку вариантов менеджмента риска;
  • внедрение решений менеджмента риска;
  • контроль и оценка их эффекитвности.

Неотъемлемой и постоянной частью процесса анализа риска, обеспечивающей включение в процесс принятия решений всей необходимой информации и всех существенных мнений, которые требуются для эффективного менеджмента риска, является коммуникация риска.

С 25 по 28 февраля 2019 г. в г. Киеве (Украина) Генеральным директоратом по здравоохранению и защите потребителей Европейской Комиссии проведен курс-тренинг по анализу рисков безопасности пищевых продуктов.

В курсе-тренинге приняли участие 35 экспертов по безопасности пищевой продукции из Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы, Украины, в том числе делегация специалистов республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены», которую представили:

  • заведующий лабораторией изучения статуса питания населения, кандидат медицинских наук, Цемборевич Наталья Владимировна,
  • младший научный сотрудник лаборатории изучения статуса питания населения, Величко Ольга Олеговна,
  • специалист лаборатории комплексных проблем гигиены пищевых продуктов, Долгина Наталья Алексеевна.

В ходе курса-тренинга изучены вопросы в области общего продовольственного законодательства Европейского союза. Рассмотрены основные принципы европейского продовольственного права и общие требования к нему, концепция анализа риска, структура учреждений Евросоюза, обеспечивающих безопасность пищевой продукции. Изучена экспертная система контроля за торговыми поставками (TRACES), позволяющая отслеживать товары, представляющие угрозы здоровью населения, и упростить процессы менеджмента риска для отбракованного товара.

TRACES – многоязычный онлайн-инструмент Еврокомиссии для менеджмента всех санитарных запросов по торговле в пределах Европейского союза, а также запросов по завозу животных, семени, эмбрионов, пищевых продуктов, кормовых средств и растений. Главная задача данной системы – оцифровка всего процесса сертификации и связанных процедур, проводящаяся в соответствии с декларацией «Цифровой повестки дня для Европы». Система TRACES связывает около 30 000 пользователей из более чем 80 стран мира, выполняя централизацию всех данных, упрощая и ускоряя процесс ведения торговли.

На курсе-тренинге рассмотрены вопросы методологии анализа фитосанитарного риска, предотвращения интродукции в страны вредных организмов и болезней, опасных для растений и растительных продуктов. Основные принципы базируются на положениях, изложенных в Международной конвенции по карантину и защите растений. Нормы ЕС о здоровье растений направлены на защиту сельскохозяйственных культур, фруктов, овощей, цветов, декоративных растений и лесов от вредителей и болезней (вредных организмов) и регулируются Директивой (ЕС) 2000/29. Однако, с 14.12.2019 вступает в действие новый регламент (ЕС) 2016/2031, устанавливающий требования к определению фитосанитарного риска вредителя и эффективности  мер по снижению этого риска до приемлемого уровня. Генеральный директорат по здравоохранению и безопасности пищевых продуктов (DG SANTE) служит менеджером риска в отношении здоровья растений в ЕС. Отчеты о вредных организмах (вредителях) регулируются Приложениями I и II Директивы 2000/29/ЕС. С целью сокращения количества уведомлений по интродукции в страны карантинных вредных организмов на растениях, экспортируемых в ЕС, необходимо формировать план действий, включающий государственное управление, оперативные и операционные процессы, управление навыками и компетенциями, коммуникацию и динамику связей.

Изучено продовольственное законодательство Европейского союза в области анализа рисков здоровья человека и животных, связанных с пестицидами, пищевыми добавками, ветеринарными лекарственными препаратами, новыми пищевыми продуктами, а также вопросы, касающиеся анализа риска материалов, контактирующих с пищевыми продуктами (FCM). Средства защиты растений, главным образом, регулируются рамочным регламентом (ЕС) № 1107/2009, вопросы, связанные с допустимыми концентрациями остаточного количества пестицидов – регламентом (ЕС) № 396/2005. Требования и процедуры для получения регистрационного удостоверения на ветеринарные лекарственные препараты, а также правила мониторинга утвержденных продуктов в основном изложены в директиве 2001/82/ЕС кодекса Сообщества, касающегося ветеринарных лекарственных препаратов, а регламент (ЕС) № 726/2004 устанавливает процедуры ЕС по утверждению лекарственных препаратов и надзору за ними для использования в медицине и ветеринарии и учреждает Европейское агентство по лекарственным препаратам (ЕМА).

К FCM относятся контейнеры для транспортировки и хранения сыпучих материалов, машинное оборудование, резервуары, трубы, трубки, конвейерные ленты на заводах, первичная и вторичная упаковка, кухонная посуда и столовые приборы. Схема исследования FCM в ЕС включает следующие этапы: выбор имитанта, типа воздействия, контактной температуры и условий испытаний. Требования к токсикологическим исследованиями устанавливаются в зависимости от уровня миграции.

Рассмотрены методология оценки риска, связанного с контаминацией химическими веществами и европейские меры официального контроля для получения безопасных пищевых продуктов, требования положений официального контроля, общая система контроля и проверки в Европе, пограничный контроль, контроль импорта, кризисный менеджмент, система менеджмента информации для целей официального контроля (IMSOC). Загрязняющие вещества делятся на 2 группы: природного характера (микотоксины, растительные токсины, морские биотоксины) и антропогенного характера (производственные загрязняющие вещества и загрязняющие вещества окружающей среды). Изучена нормативная и законодательная база по данному вопросу, в том числе регламент (ЕС) № 1881/2006 от 19.12.2006 г., устанавливающий максимальные уровни содержания определенных загрязняющих веществ в пищевых продуктах. Процесс оценки химического риска состоит из пяти этапов: формулировки проблемы, идентификации опасности (изучаются источник опасности и физико-химические свойства), описания опасности (изучаются токсикокинетика, токсикодинамика, оцениваются взаимосвязь между дозой и реакцией), определения экспозиции (собираются данные по концентрации контаминанта и по потреблению продуктов опасности), описания риска (рассчитывается вероятность того, что определенное вещество причинит вред).

Ключевыми принципами европейских мер официального контроля для получения безопасных пищевых продуктов являются: упрощение, гармонизация, эффективность, прозрачность, сохранение подхода оценки рисков. Согласно Европейскому законодательству выделяются следующие компоненты IMSOC: продовольственное законодательство (RASFF), законодательство по охране здоровья животных (ADIS/ADNS), eIDAS (электронный документооборот), законодательство по охранен здоровья растений (Europhyt-Outbreak Europhyt-Interception).

Для обеспечения эффективных и правильных реализаций и применения законодательства ЕС, поддержки высоких стандартов и уровней безопасности, обеспечения равноправных условий предпринимателей в отношении безопасности пищевых продуктов, здоровья и благополучия животных, здоровья растений и некоторых областей здоровья человека проводятся проверки в соответствии с годовой программой. В ходе курса-тренинга рассмотрены этапы цикла проверок и приоритеты для проверок и анализа на 2018-2020 гг. Изучена структура, цели, задачи службы быстрого оповещения о загрязненности пищевых продуктов и кормов для животных (RASFF). Рассмотрены типы оповещений и методы реагирования в случае выявления риска здоровью.

Участие в курсе-тренинге позволило:

  • расширить знания в области законодательства Европейского союза по оценке рисков,
  • получить актуальную информацию о направлениях научных исследований по оценке рисков,
  • определить актуальные направления дальнейших научных исследований,
  • установить рабочие контакты с представителями научных организаций, работающих в области оценки риска.

 

Неопределенный