Cеминар Всемирной организации здравоохранения, государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии по усилиям по разработке и реализации политики в области продуктов питания для профилактики НИЗ

Вопросы разработки и реализации политики в области пищевых продуктов как важнейшей составляющей в деле профилактики неинфекционных заболеваний  (по материалам Совместного семинара Всемирной организации здравоохранения, государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии по усилиям по разработке и реализации политики в области продуктов питания для профилактики НИЗ, г. Москва, Российская Федерация, 25-26 февраля 2019 г.)

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Европейском регионе две трети случаев преждевременной смерти обусловлены четырьмя основными группами неинфекционных заболеваний (НИЗ) – болезнями системы кровообращения, диабетом, онкологическими и  хроническими респираторными заболеваниями.

В связи с этим на международном, национальном уровнях уделяется пристальное внимание вопросам профилактики НИЗ, снижения влияния на человека факторов риска возникновения НИЗ, в том числе связанных с питанием.

Указанные проблемы и направления деятельности для их решения отражены в положениях Венской декларации о питании и неинфекционных заболеваниях в контексте политики Здоровье-2020, в Европейском Плане действий в области пищевых продуктов и питания на 2015-2020 гг., других документах.

В материалах ВОЗ подчеркивается, что среди вопросов профилактики НИЗ большое внимание должно уделяться улучшению рациона питания, повышению качества пищевых продуктов. При этом отмечается необходимость комплексных стратегий для уменьшения содержания соли, сахара, насыщенных жиров, трансизомеров жирных кислот (ТИЖК) в обработанных продуктах.

В качестве приоритетных направлений в рамках основ региональной политики в данном направлении предлагаются:

- усиленный контроль над маркетингом, включая, но не ограничиваясь, телевизионной рекламой,

- ценовая политика в отношении пищевых продуктов, в том числе напитков,

- соответствующая маркировка пищевой продукции;

- изменение состава продуктов питания, сокращение энергетической ценности, уменьшение объема порций.

В Европейском регионе в качестве направлений деятельности рассматриваются:

- поиск путей достижения согласованности политики и скоординированных действий,

- расширение прав и возможностей потребителей и обеспечение доступа к недорогому здоровому рациону на основе реализации принципов политики обеспечения среды здорового питания,

- налаживание связей между различными секторами, а также различными заинтересованными сторонами,

- оценка достаточности выделенных ресурсов,

- разработка и внедрение соответствующих механизмов мониторинга и оценки.

В целях предотвращения развития болезней системы кровообращения большое значение придается контролю и снижению содержания в рационах ТИЖК.

В пищевых продуктах ТИЖК могут быть как естественного, так и искусственного (промышленного) происхождения. Естественные ТИЖК образуются в организме жвачных животных и содержатся, соответственно, в получаемой от них продукции (мясо и мясопродукты, молоко и молочная продукция). Промышленные ТИЖК образуются при гидрогенизации растительных масел и содержатся в ряде видов масложировой продукции (твердые маргарины, спреды и другие) и продуктах, в рецептуру которых такие виды масложировой продукции входят (мучные кондитерские и сахаристые изделии, изделия с глазурью и другие).

Проведенные в различных странах крупномасштабные исследования по влиянию промышленных ТИЖК на здоровье человека позволяют сделать однозначный вывод о необходимости исключения или, как минимум, сокращения их содержания в рационе.

Со стороны ВОЗ проблеме ТИЖК уделяется значительное внимание: разработаны рекомендации, руководящие принципы, методические руководства в отношении жиров и ТИЖК в пищевых продуктах, рекомендации по сокращению потребления насыщенных жирных кислот и ТИЖК, проводится работа по инициированию ускорения реализации мероприятий по ликвидации промышленных ТИЖК, продвижению соответствующей маркировки пищевой продукции, в том числе в рамках Кодекса по включению проблем ожирения и профилактики и борьбы с НИЗ.

На основании анализа накопленных данных ВОЗ рекомендовала снизить уровень потребления ТИЖК до 1 % от суточной энергетической ценности (калорийности) рациона. В 2009 году ВОЗ пересмотрела эту рекомендацию и рекомендовала полностью исключить промышленные ТИЖК из продуктов питания.

Согласно рекомендациям ВОЗ основными подходами к снижению содержания ТИЖК в пищевых продуктах являются: добровольная саморегуляция производителями, обязательная маркировка продуктов питания, законодательные запреты на национальном уровне. Последний подход признан наиболее эффективным.

В государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требования к максимально допустимым уровням ТИЖК в определенных категориях пищевой продукции устанавливаются в документах, составляющих право ЕАЭС.

Требованиями технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011) предусмотрены допустимые уровни ТИЖК для ряда продуктов переработки растительных масел. С 01.01.2018 допустимое количество ТИЖК в маргаринах, заменителях молочного жира, жирах специального назначения, спредах растительно-сливочных, растительно-жировых, смесях топленых растительно-сливочных, растительно-жировых снижено до уровня 2 % от содержания жира в продукте, также как ранее было установлено для эквивалентов масла какао, улучшителей масла какао SOS-типа, заменителей масла какао POP-типа.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) предусмотрен допустимый уровень ТИЖК в молочных смесях для детей раннего возраста – не более 3 % от содержания общего жира, что соответствует требованиям Стандарта на детские смеси и специальные медицинские препараты, предназначенные для младенцев CODEX STAN 72-1981, а также Commission Directive 2006/141/EC. Также указанным техническим регламентом для спредов сливочно-растительных и смесей топленых сливочно-растительных установлено допустимое содержание трансизомеров олеиновой кислоты в жире, выделенном из продукта, в пересчете на метилэлаидат – не более 8 %.

Помимо указанных требований к допустимому содержанию ТИЖК в пищевой продукции, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299, установлен допустимый уровень ТИЖК в мучных кондитерских изделиях, предназначенных для детей дошкольного и школьного возраста – не более 7 % от общего жира.

Для других пищевых продуктов в документах ЕАЭС, также как в международных документах, допустимые уровни содержания ТИЖК не установлены.

В Республике Беларусь вопросы профилактики НИЗ отражены в документах, принимаемых на государственном уровне. В частности, подпрограммой 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы предусмотрены мероприятия, направленные на ограничение ориентированной на детей рекламы пищевой продукции с высоким содержанием сахара, соли, жира (п. 21), снижение содержания сахара, соли, трансжирных кислот в ряде пищевых продуктов и рационах для определенных категорий населения (п.п. 22, 23).

Действующими в республике гигиеническими нормативами, санитарными нормами и правилами установлены требования к содержанию ТИЖК в пищевой продукции, гармонизированные с документами, составляющими право ЕАЭС.

В республиканском унитарном предприятии «Научно-практический центр гигиены» (государственное предприятие «НПЦГ») на основании выполненных исследований содержания ТИЖК в различных видах пищевой продукции, анализа международных документов, научной литературы, разработаны требования к указанию на упаковке определенных категорий масложировой продукции информации о максимальном содержании насыщенных жирных кислот и о содержании ТИЖК (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 76 «О несении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь  от 21 июня 2013 г. № 52»).

В государственном предприятии «НПЦГ» в рамках отраслевой научно-технической программы «Гигиеническая безопасность» (2019-2023 гг.) предусмотрено выполнение задания «Обосновать принципы гигиенического ранжирования пищевых продуктов на основе их состава и потенциального влияния на здоровье», направленного на:

- повышение обоснованности гигиенических позиций при выработке предложений, направленных на изменение рецептур продуктов и блюд в части уменьшения содержания сахара, соли, насыщенных жирных кислот, ТИЖК, на введение ограничительных мер (в части рекламирования, мест реализации и других) для определенных категорий пищевой продукции или для отдельных групп населения,

- повышение обоснованности отнесения конкретных пищевых продуктов к более предпочтительным для включения в питание организованных коллективов,

- снижение риска повышенного содержания в рационах населения насыщенных жирных кислот, сахара, соли, способствующих развитию неинфекционных заболеваний.

В республике вопросы содействия здоровому и сбалансированному питанию населения, снижения риска развития НИЗ постоянно находятся под всесторонним вниманием.

Международное сотрудничество в области профилактики НИЗ, применение рекомендаций ВОЗ, опыта различных стран по улучшению питания, снижению потребления соли, сахара, насыщенных жиров, ТИЖК, по ограничению содержания ТИЖК в пищевой продукции, обеспечению ее безопасности, поддержке работы, в том числе инициатив, способствующих снижению риска развития НИЗ, является важным направлением деятельности заинтересованных организаций.

 

Неопределенный